Автор этой книги утверждает, что ход воспитания детей в новом веке будет в решающей степени зависеть не от программ и методик, но и не просто от личности учителя», а от системы поддержки личности педагога, его профессиональных интересов и инициатив. Основа будущего развития школы поддержка спонтанных воспитательных очагов», так определила выдающийся киевский учёный и педагог В. Н. Зоц ключ к здравой педагогике массовой школы. Как, за счёт чего превратить самозарождающиеся инициативы и усилия учителей из эмоциональных порывов энтузиастов (которые могут в любой момент оборваться из-за усталости, непонятости, неизбежной конфликтности любых нововведений) в устойчивые традиции, если угодно в структурные единицы» живых моделей организации образования? Такова суть вопроса и тема этой книги, обращённой к учителям, организаторам образования, и, в особенности, к студентам и преподавателям педагогических вузов.